Билеты

 

Это интересно
Полезные ссылки

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Время первых". Воспоминания о Дворце.

Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию рубрику "Время первых", посвященную 85-летию Дворца. Мы публикуем воспоминания кружковцев, педагогов, руководителей и всех, чья жизнь была связана с Дворцом.

 

Из воспоминаний Константина Леонидовича Буторова – кружковца изостудии Дворца пионеров 1937 года, художника, Заслуженного деятеля искусств КАССР

 

Шел 1937 год. Я учился в 7 классе 9 средней школы. В школе был художником стенгазеты. Я любил рисовать, в нашей семье было три брата, и все рисовали. Двое старших занимались в изостудии В.Н.Попова.

Весной 1937 года было объявлено по школам города об открытии Петрозаводского Дворца пионеров, объявлен набор в кружки Дворца. Кружков было много разнообразных по специальности, руководимых опытными специалистами: так, шахматный кружок - руководитель Ф.Ф.Машаров, кружок радиотехники - руководитель Малафеев, кружок ИЗО - С.Д.Ершов, кружок баяна - И.Семенов, кружок фортепьяно - Д.Гликман, балетный кружок - Н.Ф.Ягор, автомобильный кружок - А.Малиновский и И.Дмитриев, кружок народных инструментов - П.Тетерин, хоровой кружок - Ц.Н.Кофьян, драматический и пионерский ансамбль – С.В.Ланговой. Директором был И.М.Моносов, завучем – И.З.Бейлин, старшим пионервожатым - А.И.Терешкин.

Дворец размещался на Онежской набережной между улицами Ленина и Большой Подгорной в здании бывшего Дворянского собрания, дом был капитально отремонтирован, и интерьер его способствовал названию Дворца. На второй этаж вела широкая парадная лестница, плафон вестибюля и стены буфетной комнаты были расписаны. Библиотека имела большой книжный фонд. Стены читального зала и мебель были отделаны карельской березой.

В кружки Дворца учащихся направляли школы с учетом желания, успеваемости и склонности к той или иной профессии. Я, естественно, был направлен в кружок ИЗО. Желающих было очень много. Из кружковцев ИЗО, после нескольких первых занятий, показавших уровень подготовки поступивших, была сформирована изостудия. В нее вошли Андрей Глесов, Михаил Агарков, Петр Филатов, Николай Сарафанов, Михаил Ташков, я и другие. Каждому студийцу был выдан инвентарь: великолепный этюдник из дуба, набор кистей, масляные краски. Если кружковцам разрешалось посещать занятия только в свои назначенные дни, то студийцы могли посещать занятия ежедневно. Итак, нача­лась для меня великолепная, очень интересная жизнь, определившая весь мой длинный жизненный путь. С утра - в школу, а после школы, покушав, к двум часам - во Дворец, благо, жил я от него недалеко - на ул. Пушкинской.

Сафоний Дмитриевич Ершов, которого мы все очень уважали и любили, был выходцем из карельско-вепской семьи из села Шелтозеро. Учился в дореволюционной Академии художеств о такими ныне большими мастерами как Фешин, Петров-Водкин и др. Проучившись в Академии три года, в 1915 году, после начала империалистической войны, вынужден был ее покинуть и вернуться в деревню, где жили его родители, т.к. он был единственным сыном у родителей, а таких в солдаты тогда не брали. Таким образом он избежал бойни 1914 года и последующий перепитий. Затем преподавал рисование в школах города и с 1937 года - во Дворце пионеров. Группу ежедневных посетителей занятий составляли также живущие недалеко от Дворца Андрей Бесов, он был старше всех нас, М.Агарков, П.Филатов, Ш.Ташков, Айза Куликова и я. После года занятий готовилась отчетная выставка работ студийцев. Каждый работал над холстом на свободную тему.

А.Бесов писал картину на тему гражданской войны "Бой над Сулат-горой", М.Агарков - "Вывозка льда", Н.Сарафанов - на сказку Пушкина "О попе и работнике его Балде". Я писал на тему, навеянную экскурсией пионеров в летнем лагере красноармейцев "Пионеры в гостях у красноармейцев".

В зале Дворца была устроена выставка этих работ. Было создано жюри, в которое входили директор Дворца, завуч, руководители других кружков, руководитель изостудии Дворца и руководитель изостудии В.Н.Попов. Первой премии был удостоен А.Бесов, второй - К.Буторов, третьей - М.Агарков.

На следующий год, когда за успехи я был премирован поездкой на экскурсию в Пушкинские горы, я обратился к директору Дворца пионеров с просьбой заменить поездку этюдником, на что директор дал согласие. Я стал счастливым обладателем этой вещи. На следующий год я был премирован экскурсией в Ленинград, Петергоф и Новгород, которую возглавлял замечательный человек Л.Гликман. В ней я принял участие и много рисовал, особенно в Новгороде.

Посещая Дворец пионеров, я интересовался и другими дисциплинами - посещал авиамодельный кружок, при котором был и планерный. Планер представлял собой одно крыло, деревянный фюзеляж, на нем стабилизатор и киль с рулями поворотов, открытыми тросами, сидением, ручкой отцепления и ручкой управления рулями высоты и глубины. Вот на этой машине я впервые попробовал оторваться от земли, это получилось, но чуть не кончилось трагедией. Когда отрываешься от земли и находишься в полете, испытываешь наслаждение и теряешь на некоторое время контроль над собой. Это случилось и со мной, когда я набрал высоту, и планер, потеряв поступательное движение, мог упасть на хвост и клюнуть носом в лед. И был бы конец и мне, и планеру. Но я вовремя спохватился, оттянул ручку от себя, планер клюнул носом, а затем плавно стал снижаться и чуть не угодил в прорубь. Так я осуществил слова, в то время популярной песни: "Все выше и выше, и выше стремим мы полет наших птиц и в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ”.

 

 

Из воспоминаний Владимира Александровича Георгиевского, директора Дворца пионеров с 1951 по 1964 гг.

 

В.А. Георгиевский был награжден 25 правительственными наградами. Активно работал в городском совете ветеранов. Его часто можно было увидеть на встречах с молодёжью, где Владимир Александрович делился своими воспоминаниями.

..."Родился я в г. Петрозаводске, здесь и учился сначала в начальной школе №15. а потом в средней школе №3. Большим событием в моей жизни и в жизни многих ребят нашего города явилось открытие Дворца пионеров. Мы принимали активное участие в подготовке его открытия в субботниках и воскресниках, особенно на территории около здания.
На всю жизнь запомнился праздник открытия. Нас поразило замечательное здание, его отделка, интересные люди - педагоги. Еще до открытия Дворца я занимался танцами у Нины Федоровны Ягор. Поэтому хотел и во Дворце посвятить себя танцам или пению, занимаясь в ансамбле. Вместе со мной занимались Лена Семенова, Роза Баландис, Тамара Пчелина, Тамара Миролюбова и другие.
Но вскоре я ушел в кружок юннатов, которым руководил Владимир Павлович Никошков. человек много знающий, умело работающий с нами, подростками. В отделе юннатов работали очень талантливые, влюбленные в свое дело педагоги: Всеволод Константинович Бловатский, его жена Ксения Георгиевна. Замечательными практикантами были Павел Иванович Пукки и Арно Михайлович Рикка. Все вместе мы активно превращали пустырь за зданием в юннатский участок. Сажали ягодные кусты и яблони, ставил опыты. Эта работа увлекала меня и потому, что рядом с домом, где я жил, был большой сад и огород, и это позволяло мне делать опыты. Мы выращивали семена кок-сагыза и жау-сагыза (каучуконосные растения). Выращивали семена многоколосной пшеницы Володи Бухтиярова. В домашнем сарае я растил кроликов и цыплят.
Запомнились интересные походы и экспедиции, в которых участвовали мы. юннаты- кружковцы под руководством В.П. Никошкова, меня всегда поражало то, что Владимир Павлович много знал: и какие это растения, и какие минералы, и т.д.. интересно мог об этом рассказать. Это был очень добрый и внимательный человек. Вместе со мной в кружке занимались Борис Смирнов, Володя Соколов, Толя Зотников, Катя Богданова и многие другие. И хотя я не стал биологом, нужно отметить, что любовь к природе, прекрасному, стремление активно участвовать в сельскохозяйственном труде осталось у меня на всю жизнь. А научная работа моих товарищей по кружку во многом определилась под влиянием занятий в кружке.
Предвоенные годы отмечены таким событием в стране, как открытие в Москве ВСХВ. Мы очень стремились поехать туда, и наше желание сбылось. Большим коллективом мы ездили на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку вместе с нашими преподавателями. С великой гордостью я носил значок, врученный на выставке (жаль, он потерялся в войну).
Война с белофинской Финляндией и активное участие в военно-спортивной работе привело меня в предвоенный год в стрелковый кружок военного отдела. Хотелось бы отметить, что наряду е этим я всё время занимался спортом. Гимнастикой в спортзале при кинотеатре «Звездочка» под руководством физрука нашей школы Владимира Ивановича Германова. Лёгкой атлетикой, лыжами, коньками, велосипедом! На своей лодке с товарищами выезжал по Онежскому озеру на многодневные рыбалки.
Хотелось бы отметить большую массово- воспитательную работу, проводимую Дворцом пионеров и школьников города. На всю жизнь запомнились праздничные вечера и балы, особенно новогодний. Я очень благодарен работникам Дворца пионеров и, прежде всего, Александру Ивановичу Терешкину за то, что они обучали меня умению танцевать бальные танцы.
Дворец помог нам встретиться со многими интересными людьми: Иваном Димитриевичем Папаниным, летчиком Музуруком, героями- пограничниками, моряками. Помню встречу с карельским партизаном Константином Федоровичем Ошенковым. В гостях бывал Тойво Антикайнен и многие другие..."

В июне 1941г. 16 летним парнишкой Владимир Александрович стал бойцом II Петрозаводского истребительного батальона, а с июля воевал в составе 24-го полка 37 дивизии. Контужен в боях за Петрозаводск. После выздоровления – курсант Архангельского военно-пулемётного училища. С 1943г. в составе 195-го Полтавского гвардейского полка 66-й гвардейской Полтавской стрелковой дивизии воевал на Степном и I Украинском фронтах. Участник Курской битвы, форсирования Днепра. Дважды ранен. Закончил войну на Карельском фронте.
..."Узнав 22 июня 1941г. о нападении фашистской Германии на нашу страну, я и мои товарищи по школе: Людвиг Новицкий, Игорь Иванов, Сергей Юдин и другие. 23 июля собравшись в нашей школе №13, решили добровольно вступить в ряды Советской Армии. Бывший секретарь Комсомольской организации школы Игорь Иванов отнес наши заявления в Петрозаводский горком комсомола. Через несколько дней мы были зачислены во второй истребительный батальон, который базировался в летнем пионерлагере Парка пионеров. Я был в отделении связи, которым командовал Людвиг Новицкий.
В составе батальона в начале июля мы участвовали в оборонительных боях под Кяснясельгой. В боях над Ведлозером я был контужен и увезен в город Петрозаводск. Военные дороги увели меня из родного города. Но когда в 1941г. я был направлен на Карельский фронт и приехал в Беломорск, а оттуда в Петрозаводск, то был очень огорчен видом тех разрушений, которым подвергся наш город в период оккупации. С болью в сердце я смотрел и на развалины нашего Дворца. К счастью, уцелели помещение стрелкового тира и домик юннатов.
До слез довел нас такой факт, когда осенью на юннатском участке на части уцелевшей яблони появилось одно яблоко. И вот что интересно, кругом нет забора, охраны, а это яблоко росло, созревало, и никто из ребят или взрослых не срывал его. Очень жаль, что не сохранился фотоснимок. На фоне развалин здания Дворца поврежденная яблоня и на ней созревшее одинокое яблоко. Под этими впечатлениями мною был написан рассказ «Яблоко», отражающий идею победы жизни над войной.
В послевоенные годы мы, бывшие кружковцы Дворца пионеров часто встречались. вспоминали довоенные годы, товарищей и преподавателей, погибших на войне.
С назначением меня директором Дворца пионеров начинается очень ответственный период в моей пионерской и комсомольской жизни. В это время во Дворце пионеров, занимавшем часть помещения на площади С.М. Кирова, работал коллектив опытных педагогов: Ц.Н Кафьян, Н.Ф. Ягор. В.Н. Богданов, Ф.Ф. Машаров. О.Ф.. Граф, И.И. Богданова, Ф.Ф. Годаев, П.В. Тетерин, А.Н. Мальцева и другие. Одновременно с ними начинали свою внешкольную деятельность Т.С Николаева, Т.А Хумппи, Т.Ш. Царевская, К.А. Синайский, Ю.С. Дашков, К.А. Шурупова, Р.В. Печерина и другие. Конечно, жизнь выдвигала перед нами новые задачи. И коллектив стремился возродить самое ценное из довоенного опыта, создавать новое, интересное, педагогически ценное. Так огромными усилиями был возрожден спектакль «Карельская сказка», который шел в Финском театре целый год.
Активную деятельность развернули организации города и республики о переводе Дворца пионеров в новое здание, расположенное на Онежской набережной. Это было невеликое помещение, но по внешнему виду напоминало Дворец. Именно здесь произошел расцвет кружковой и массово-методической работы коллектива.
За многие годы работы Дворец пионеров дал путевку для выбора специальности многим своим кружковцам - известный балетмейстер Тамара.Пчелина, художник Константин Буторов, ученые Владимир Соколов, Анатолий Зотиков, Борис Смирнов, музыкант Олег Рудаков, баянист Ишанин, художник Эдуард Акулов, братья Юнтунен, танцор из ансамбля «Кантеле» Николай Богданов, судомоделист Эдуард Чухой кин, турист Эдуард Назухов, авиаинженеры Остроумов Слава, Федосков Павел и другие"...

Воспоминания из газеты “Молодой большевик”, август 1940 года

На опытном участке юных натуралистов Дворца пионеров жизнь не прерывается все лето. Ежедневно 10-15 ребят утром и вечером следят за развитием растений, пропалывают сорняки, рыхлят землю, поливают.
Особенно горячее время было весной. Участок разрабатывался впервые. Было убрано много камней. Земля перекапывалась несколько раз и очищалась от лопухов, крапивы и других сорняков, привольно живших на пустыре.
В первое лето мы поставили задачу - вырастить на участке как можно больше различных растений; проверить, как будут у нас в Петрозаводске прививаться растения, о многих из которых ребята знают только по книгам, как об изнеженных южанах, не переносящих нашего климата.
Результаты нашей работы - налицо. У Бори Смирнова прекрасно растут каучуконосы - кок-сагыз и крым-сагыз - растения Казахстана и Крыма. Внешне невзрачные, похожие на одуванчики, они дают большой стержневой корень; содержащий каучук, из которого вырабатывается резина. Боря проводит с ним разные опыты: выращивает при укороченном дне, т. е. прикрывает на несколько часов растения ящиком, подкармливает минеральными удобрениями и т. д.
Толя Зотиков выращивает текстильные растения. У него на делянке растут не только лен, но и кенаф, кендырь, канатник и даже хлопок. Особенно интересны кендырь и канатник - растения выше человеческого роста, с бархатистыми и дервянистыми на ощупь стеблями. Из луба этих растений изготовляют самые прочные ткани и веревки.
Растет на участке целая коллекция капуст: вальватьевская, копенгагенская, московская поздняя, советская № 1, кормовая, брюссельская, савойская цветная, краснокочанная, кольраби (2 сорта), декоративная (4 сорта). Уже снят первый урожай ранних сортов. С капустой много работы всем: и огородникам и энтомологам.
Большой участок выделен под помидоры. Интересное растение. С ними работают Андрюша Филимонов и Маруся Кривонкина. Первые красные, зрелые помидоры уже сняты.
Есть на участке кукуруза, просо, гречиха, пшеница (даже многолетняя Державина), ячмень, овес, лекарственные травы и растения, горох, бобы, фасоль, соя, чечевица и, конечно, огурцы, тыква, кабачки, подсолнух и многое другое.
Довольно большой участок отведен для различных сортов свеклы. Сахарная свекла (бураки) прекрасно растет в Петрозаводске.
На той же территории находится наш небольшой плодовый питомник и плодово-ягодный сад.
Ребята изучают также насекомых-вредителей растений.
Правда, все это начинания: наш опытный участок и сад, и цветник могут быть гораздо лучше. Начатую работу надо всемерно развивать и углублять. Но для этого необходимо увеличить наши “посевные площади”, что можно безболезненно сделать за счет увеличения площади двора. Необходимо также устроить оранжерею и расширить имеющийся у нас крольчатник, а также расчистить от камней и сорной травы запущенный участок двора.
Мы надеемся, что комсомольские, партийные и общественные организа¬ции города юннатской группе Дворца пионеров окажут нужную помощь.
Руководитель отдела юннатов при Дворце пионеров В. НИКОШКОВ
***
НАШ ОГОРОД
В кружке юннатов Дворца пионеров мы занимались с октября прошлого года. Сначала познакомились с различными растениями, проделывали над ними опыты, а затем приступили к посадке.
Весной, когда растаял снег, мы принялись за устройство огорода. Расчис-тили участок, перекопали землю и посадили овощи: тыкву, капусту, помидоры, свёклу, брюкву и технические культуры: кок-сагыз, лен, коноплю, кенаф, кендырь. На участке были посажены земляника, бобы, горох, соя.
Все лето мы усердно ухаживали за растениями. Выращивая их, мы многому научились.
Толя ЗОТИКОВ, Боря СМИРНОВ
***
В ЮННАТСКОМ КРУЖКЕ
Как только во Дворце пионеров организовался кружок юннатов, я с большой радостью стал посещать занятия.
Летом, вместе с другими кружковцами, мы изучали четырехверстное озеро. Мы познакомились с жизнью различных рыб, водяных животных, водо¬рослей. Устроили аквариумы, в которых поселили черепах, лесных мышей, жуков, а в “зоопарке” - различные породы кроликов, лисиц и многих других животных.
Занятия в кружке очень помогают в учебе. Все, что я изучил в седьмом классе по зоологии, хорошо помню и сейчас. Это потому, что ежедневно свои знания я проверяю и углубляю на практике.
Игорь КРУГЛЯКОВ, ученик 8 класса 18 средней школы Петрозаводска

Маляренко Фридрих Наумович родился 18 марта 1938 года, получил высшее образование по специальности инженер-механик и педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Педагогической деятельностью в системе дополнительного образования занимается с 1987 года. Руководитель авиамодельного кружка, педагог дополнительного образования Дворца пионеров до 2002 года. В 2002-2004 годах – педагог Клуба юных авиаторов, с 2004 года – педагог дополнительного образования
"Дома творчества детей и юношества №2".
За все годы число воспитанников Фридриха Наумовича составило 2700 человек.
В их числе более 25 чемпионов Карелии и около сотни призеров городских и республиканских соревнований по авиамодельному спорту.
В 1989 году руководство Дворца пионеров предложило Фридриху Наумовичу заниматься на дому с первоклассником, имеющем ограниченные возможности здоровья. С этого момента началась общественная работа педагога по социализации детей и молодых людей с инвалидностью. В 1998 году ему предложили организовать работу группы молодых людей с ограниченными возможностями здоровья по изданию молодежного журнала. На издание журнала выделено было немного денег по проекту «Гармония», направленному на работу с детьми-инвалидами. В ходе данного проекта был создан и начал выпускаться журнал
"Вера" и была организована команда молодых людей с инвалидностью – авторов этого журнала. В 2000 году был разработан и реализован проект "Журнал "Вера" – в Интернет", финансировавшийся Министерством образования США. По инициативе Фридриха Наумовича Маляренко ребята решили создать свою общественную организацию «Крылья надежды», и в 2001 году эта организация была зарегистрирована. Руководителем организации стал Алексей Семенов - один из молодых людей с инвалидностью, очень талантливый и интересный педагог. Журнал «Вера» издавался в течение нескольких лет, когда возникла идея создания издательского миницентра для молодых людей с инвалидностью. В 2005-2006 годах Фридрихом Наумовичем был разработан и реализован проект, где молодые люди с ограниченными возможностями здоровья обучались всем специальностям, которые нужны для издательского центра: бухгалтерии, журналистике, компьютерной верстке и др.
В ноябре 2006 года Ф. Н. Маляренко становится директором городского общественного благотворительного учреждения Центр социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
"Благодать". В это же время реализуется новый проект "Школа независимой жизни "Я могу все сам", целью которого является создание условий для самореализации молодых людей с инвалидностью, которые своим примером показывают возможности реализации себя в социуме. В этой школе молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, получившие определенный опыт вхождения в социум, передавали его детям-инвалидам и их родителям в качестве наставников, воспитателей, волонтеров, социальных работников. С этого момента и до настоящего времени Центр "Благодать" и организация "Крылья надежды" вместе разрабатывают и реализуют различные проекты. В последующих проектах были организованы инклюзивные группы детей и молодых людей с целью проведения развивающих занятий, досуга, общения, тренингов. Самым ярким проектом в этом направлении является инклюзивная группа в летнем спортивно-оздоровительном лагере Центральной СДЮСШОР, где дети и молодые люди с инвалидностью были вместе с ребятами, занимающимися различными видами спорта. В процессе этой глубоко продуманной работы и те, и другие увидели и заинтересовали друг друга. Другим проектом в данном направлении явились "Уроки доброты", которые проводились совместно волонтерами и молодыми инвалидами в начальных классах МОУ "СОШ № 34", где ребятам рассказывалось о том, что такое инвалидность, как себя чувствуют люди с инвалидностью и как нужно общаться с ними. В своей общественной педагогической деятельности Ф. Н. Маляренко руководствовался принципами социального партнерства, благодаря чему в проектах принимали участие: Дом творчества детей и юношества № 2, Дворец творчества детей и юношества, Министерство образования Карелии, Музей Кижи, Епархия Петрозаводска, Карельский институт развития образования, Центр диагностики и консультирования Карелии, Центр занятости населения Петрозаводска. Фридрих Наумович привлекал в своей деятельности также учреждения и общественные организации, занимающиеся вопросами социальной защиты людей с инвалидностью: МБУ СО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Родник", МБУ СО Центр "Истоки", «Поможем нашим детям", "Светозар", "Север", "Петросино". Финансирование проектов, выполненных этими организациями, осуществляли: Фонд детей и молодежи Финляндии, Фонд Шмитца, Национальный благотворительный фонд (президентские гранты), Министерство социальной защиты населения Карелии, Центр занятости населения Петрозаводска.


Из воспоминаний Ф.Н. Маляренко
об авиамодельной лаборатории Дворца пионеров.

В СССР перед началом Великой Отечественной войны шла подготовка авиационных кадров. Активное участие в подготовке принимало общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству – Осоавиахим. В интересах страны подготовка должна была проходить без отрыва от производства, а выпуск курсантов контролировался комиссией ВВС. Во многих регионах Советского Союза создавались аэроклубы, программой авиационной общественности стал призыв Ворошилова: «Каждой школе, каждому пионеротряду – авиамодельный кружок. Каждому заводу, каждой фабрике - кружок планеристов, каждому промышленному центру аэроклуб». 12 февраля 1934 г. в г. Петрозаводске был открыт первый авиационный клуб – центральный аэроклуб Карелии имени XVII съезда ВКП(б). Он был организован Центральным советом Осоавиахима Карельской АССР. В день открытия клуба прошли торжественные мероприятия – показательные полеты на планерах, передача аэроклубу двух самолетов, построенных на средства карельских профсоюзов, выставка в фойе драматического театра, на которой были представлены модели самолетов, моторы, парашют, фотографии самолетов и летчиков.
В феврале 1936 года в Петрозаводске на комсомольской конференции выступил с докладом заведующий отделом учащейся молодежи Иосиф Михайлович Моносов и сказал о невнимании к запросам детей, о том, что не организована работа с юными дарованиями в самых различных направлениях, дети предоставлены сами себе: "В Карелии надо иметь центр художественного воспитания детей. Надо создать Дворец пионеров и сделать этот Дворец не только центром художественного воспитания, но и центром всех форм детской самодеятельности и любительства – авиамоделирования, техники, литературы, шахмат и т.д.". 18 мая 1937 года состоялось торжественное открытие Дворца пионеров – первого внешкольного учреждения нашей Республики. В нем для юных петрозаводчан открылись классы фортепиано, скрипки, виолончели, кантеле, два хора, были созданы: оркестр народных инструментов, духовой оркестр, кантеле-ансамбль, литературные, драматические, хореографические и танцевальные кружки, студия изобразительного искусства, авиамодельная, фото- и радиолаборатория, слесарная и столярная мастерские, военный кабинет и 50-метровый тир с закрытой стрелковой галереей.
Известно, что еще до войны авиамоделисты Дворца пионеров участвовали во всесоюзных соревнованиях по авиамодельному спорту и занимали призовые места. После Отечественной войны большой вклад в авиамодельное дело Карелии внес Штейн Иван Сергеевич, который руководил ла­бораторией Дворца с 1953 года по 1965 год. Большинство будущих руководи­телей авиамодельных кружков и лабораторий занимались у него или у его уче­ников. Например, Алексеев Виктор Павлович после учебы у И. С Штейна. вел занятия в лаборатории Дворца с 1965 по 1969 годы. Долгие годы после этого В. П. Алексеев руководил авиамодельной лабораторией в РЦТТ (Республиканский центр технического творчества). Затем в лаборатории Дворца вели занятия Кашпаров Валерий Михайлович, кандидаты в мастера авиамодельного спорта Сназин Владимир Михайлович и Хакаев Адольф Ефимович. С 1987 по 2002 год лабораторией руководил инженер-конструктор, педагог дополнительного образования высшей категории, судья республиканской категории по авиамодельному спорту Маляренко Фридрих Наумович.
Многие воспитанники авиамодельной лаборатории шли в авиацию. Среди них в прошлом в аэропорту “Пески” работали заместителями командиров эскадрилий И. Баранов и Р. Хабибулин Последний из них оказал известную в среде авиаторов помощь в спасении самолета АН-2.
Постоянно воспитанники лаборатории становились чемпионами и призерами республиканских соревнований. В последние годы прошлого столетия в их числе: Хонкала Армас, Михайлов Сергей, Манькин Сергей, Покостин Роман, Карпов Дмитрий, Таравков Дмитрий, Чумак Борис, Маляренко Михаил, Зюлин Алек­сандр, Мартемьянов Николай, Федоров Дмитрий, Щербаков Дмитрий, Капус­тин Юрий, Боев Владимир, Суханов Михаил, Юшкявичюс Станислав.
Команды авиамоделистов Дворца на республиканских соревнова­ниях занимали только призовые места. Так, в пошлом веке команды дважды становились чемпионами Республики, шесть раз - вторыми призерами и шесть раз - третьими. Ряд авиамоделистов Дворца принимали участие в зональных и всероссийских соревнованиях: где занимали места в десятке лучших спортсме­нов (А. Хонкала, С. Михайлов, С. Манькин). Четырнадцати моделистам были вручены сертификаты Дворца, свидетельствующие о полученных ими технических знаниях. Некото­рым присвоена квалификация “Руководитель кружка”.
Регулярно авиамоделисты Дворца совершали походы выходного дня, экскурсии на аэродромы и в технические лаборатории города, встречались с интересными людьми. В 1990 году группа моделистов выезжала в экспедицию в г. Беломорск и на Соловки для наблюдения солнечного затмения и с целью знакомства с особенностями регионов Белого моря. В 1993 году команда авиа­моделистов выезжала на отдых в деревню Рагозино Пудожского района.
Авиамодельная лаборатория была постоянным участником различных программ Дворца: “Проектная культура”, “Семейная горница”, “Школа политехническо­го образования”, “Психологический тренинг”, “Ориентир”, “Роза ветров”, “Школа космоса” и др.
В последние годы дополнительное образование технической направленности во Дворце претерпело кардинальные изменения. Ушли в прошлое занятия с детьми авиамоделизмом, судомоделизмом, ракетомоделизмом, созданием и запуском воздушных змеев, радио- и телевизионной техникой. Им на смену пришли "лего" и робототехника.

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.