Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Cеверная деревня — это целый мир, полный жизни, но иногда скрытый от постороннего глаза. Дом – это начало начал, сложившийся семейный уклад, место, где происходит знакомство с миром, традициями, передача опыта и связь поколений.
В традиционной народной культуре Карелии изба, дом, жилище – это ключевые символы и древнейший образ человеческого сознания. С понятием «северный дом» соотнесены как важнейшие категории картины мира, так и основные жизненные ценности: любовь, счастье, достаток, род. С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяя его вещный мир, с другой, дом отражает символическую связь человека с миром, Вселенной, которая находит свое отражение в архитектуре, в символике декора и конструктивных элементах.
Понятие «дом» приравнивалось к понятию «семья». Он служил защитой, демонстрировал гармоничное отношение с природой и материалом, из которого был сделан. Обычно дом строили из сосны и ориентировали по сторонам света. «Красная» сторона избы с окнами ориентировалась на юг или юго-восток. Входы и выходы, отдушники над светцами, где горит лучина, окна («глаза дома») – все эти части дома служили выходами в другие миры. Пространство крестьянского дома обозначало отношение к миру, каждая деталь и обстановка дома имели скрытый смысл, защитную функцию. Противоположная от входа стена называлась почетной, правая – мужская, тоже почетная. Левая половина – «нечистая», обычно относилась к женщине.
С родным домом карельские крестьяне поддерживали связь всю жизнь. «Деревню просто покинуть, дом родной нелегко вспоминать» - говорит карельская народная поговорка.
Обязанности в большой крестьянской семье четко разделялись на мужские и женские. В Карелии говорили так: «Женщина – это дом, мужчина – это дорога».
Хозяйка занималась домом, варила пищу, ухаживала за домашним скотом, шила, стирала, убирала.
Мужчины занимались плотницкими и столярными работами, обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, работали на заготовке и сплаве леса. Простые вещи, используемые в быту, при определенных условиях могли обладать и магией. К примеру, для лечения часто использовались предметы повседневного обихода: мутовка, горшок, сети…
Традиционная семья все же не мыслится без детей: «Изба без детей, что гнездо без птиц». С появлением ребенка в семье связано множество ритуалов, направленных на сохранение здоровья матери и ребенка, защиты их от злых сил. Для младенца применялись обереги, которые можно увидеть в комплексе, посвященном детству. Всему дети учились, играя, да и игрушки зачастую были орудиями труда, такими же, как у взрослых, только маленькими по размеру: прялка, валек, рубель…
В доме жила вся семья, 2-3 поколения. Жилые и хозяйственные помещения под одной крышей. Если дом двухэтажный, то на первом этаже дома — нижняя изба, по-карельски — алахайзенпертти. Здесь на печи варили пойло для скота, в углу стояли жернова, хранились небольшой запас картофеля и зерна.
С помощью длинных лучинок и освещался дом. Керосиновую лампу зажигали лишь в редких случаях.
Обычно порог в избу делали высокий, чтобы всякая «нечистая сила» не могла пройти внутрь, чтобы все «недобрые» мысли и помысли посетителей оставались тоже «за порогом». Часто при строительстве в порог забивали гвоздь, как некий «оберег» от всего плохого. На порог нельзя было наступать – считалось плохой приметой, это была невидимая граница, которая отделяла жизнь людей в уютном доме от жизни окружающей среды.
Дверь в избу была небольшая и плотная, такая не давала в долгие зимние холодные дни «выходить» теплу.
Над порогом могли повесить сухую голову щуки с открытым ртом – это тоже оберег.
Древние карелы-рыбаки верили, что рыбья голова берет на себя, как бы «заглатывая», все недоброе и плохое.
В доме могли приносить последний сжатый сноп, чтобы в доме был всегда достаток. Хранили в доме и самые дорогие семейные вещи. Обязательным было хранить огарок рождественской свечи.
Местные жители не огораживали свои дворы, да и огороды разделяли лишь каменные межи. Мастерили сани, деревянные кадки, ушата, плели из бересты короба, туеса, в которых хранили муку, крупу, соль. В доме висели иконы.
«Карелии говорят – от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки – дымом».